ЧАЧКО А.С.
ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ БИБЛИОТЕЧНОЙ ПРОФЕССИИ
В ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Взгляды на предназначение библиотекаря складывались задолго до того, как его деятельность стала профессиональной.
Еще в 1779 г. один из первых ученых библиотекарей Х.А. Чеботарев в пособии "Слово о способах и путях, ведущих к просвещению" четко выразил демократические идеи о роли книги и задачах чтения в жизни народа.
Спустя сто лет, в 1976 г., первый редактор первого профессионального журнала библиотекарей США М. Дьюи так сформулировал свои взгляды на миссию библиотекаря: "Настало время, когда библиотекарь может говорить о том, чем он занимается, как о своей профессии... библиотекарь-энтузиаст, знаток своего дела, вскоре сможет влиять на формирование круга чтения, а благодаря этому, - на взгляды общества". М. Дьюи вошел в историю как крупный ученый-демократ.
Ученые-демократы много сделали для того, чтобы библиотеки развивались как очаги просвещения и культуры, укрепляли и распространяли взгляды на деятельность библиотекаря как на служение народу. Среди тех, кому удалось реализовать такие представления, создатель Всенародной библиотеки Украины, академик Петербургской АН и АН СССР, ученый с мировым именем В.И. Вернадский (1863-1945). Сегодня очевидно, что многое из наследия ученых-библиотековедов, библиографов, книговедов круга ВБУ созвучно нашему времени. Библиотечная профессия должна стать одной из важных профессий, заинтересованной в демократическом развитии общества, его гражданских институтов.
Научная и профессиональная толерантность была непременным атрибутом интеллигентного общения, одним из принципов демократии. Уважение к мнению оппонента, естественно, отражалось и в уважительном, индивидуальном подходе к личности читателя. Отчетливо выражено это в работах Л.Б. Хавкиной. Она считала, что в общении с читателем необходима большая тактичность. Подбирать книги следует только для тех читателей, которые сами этого желают. Нельзя навязывать читателю свои личные вкусы, которые могут не согласовываться с психологическим типом читателя. Библиотекарь может проявить инициативу, не забывая лишь того, что все приемы должны преследовать основную цель: выработать в читателе самостоятельную, мыслящую личность.
Среди мало пока известных работ, отражающих демократические взгляды на предназначение библиотечной профессии, назовем небольшой учебник С.О. Сирополко (1872-1959). Это имя, бывшее в Украине до последних лет под запретом, впервые в украинской библиотечной печати упомянул в 1980 г. Ю.Н. Столяров.
Период с 1917 по 1922 г. в Украине, как известно, отличается от того же времени в России по содержанию культурной и образовательной политики, книжного движения. Но к концу 20-х гг. и в Украине очевидна смена экономической системы, политического режима, нравственных ориентиров и ценностей. Недолго шла научная и литературная полемика, а затем носители взглядов, признанных "вражескими", были изолированы и уничтожены. Следующее поколение библиотекарей тоже служило делу культуры и образования: боролись с неграмотностью, создавали новую библиотеку, нового читателя, сети государственных и ведомственных библиотек, формировали новые кадры, в том числе и кадры библиотекарей, беззаветно преданных... Но все это происходило в условиях, не предполагавших различия, а тем более культивирования таких различий.
Когда после долгого перерыва контакты библиотекарей с коллегами за рубежом восстановились в полном объеме, оказалось, что в демократических странах библиотечное дело развивалось из того же корня, который выращивали и ученые библиотекари Украины. Переживший фашизм и тоталитаризм мир, еще настоятельнее отстаивает право каждого на свободу выбора мнений и идей. Библиотекари стремятся помочь читателям знать не только то, во что они верят, но и почему верят именно в это. Библиотекари считают необходимым представить читателям диапазон мнений, более широкий, чем мнение издателей, правительства или церкви. В этом смысле определение библиотеки как форума идей не должно казаться экзотическим.
Миссия каждого библиотекаря и предназначение ассоциаций, объединяющих всех представителей библиотечной профессии, - помогать каждому гражданину осуществлять свои культурные права в наиболее благоприятных для этого условиях - демократических условиях.